МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н.
г. Сургут
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Приказ по организации формированию функциональной грамотности школьников 

    Приказ О внесении изменений в приказ МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н. от 15.09.2022 № Ш8 – 13-362/2 "Об организации в образовательном учреждении мероприятий направленных на формирование функциональной грамотности школьников"

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать педагогам для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    Сайт Институт развития образования ХМАО

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost

    Электронный банк заданий

    https://fg.resh.edu.ru/.

    ​ГОТОВИМСЯ К PISA ​ГОТОВИМСЯ К PISA
    ​Руководство по проведению исследования PISA-2022

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке 

    https://resh.edu.ru/instruction.

    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    Открытые задания 

    https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

    http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования

    http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов 

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности

    https://prosv.ru/webinars.

    Что значит Быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей.pdf
    Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке.pdf
    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.pdf
    Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования.pdf
    Сборник информационных и методических материалов для педагогов.pdf
    Примеры открытых заданий PISA.pdf

    Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся

    https://youtu.be/_om_kIhu7G8

    https://youtu.be/WJ2is6yhgWc

    Презентация «Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся»

    Протоколы заседаний методических объединений

    Новости

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie